Первые газовые грузовики Scania уже в России

Синий цветок Scania

«…на кухне синим цветком горит газ…»

В. Цой

«Экологично + экономично = выгодно!» Как вам рекламный слоган? А ведь это и есть вся суть газомоторного топлива. Компания Scania поставила в Россию два первых развозных грузовика с двигателями на природном газе

Ни у кого не возникает сомнений, что природный газ — топливо будущего. У него масса преимуществ. В отличие от нефти, которой осталось на земле немного, запасы природного газа (метана) огромны и возобновляемы. По самым скромным подсчетам, природного газа хватит на полторы – две тысячи лет для того, чтобы обеспечить потребности всего человечества.

Газ в разы дешевле бензина и дизельного топлива.

Двигатель, работающий на природном газе гораздо меньше изнашивается. Дело в том, что газ, в отличие от бензина и солярки, не смывает масляную пленку со стенок цилиндра, при сгорании не детонирует и не образует нагара. Как следствие, двигатель работает мягче и гораздо дольше.

Возникает закономерный вопрос, но раз с газом все так радужно и замечательно, то почему мы все до сих пор используем дорогие бензин и дизель?

У природного газа есть один недостаток – его достаточно сложно хранить и перевозить. Один литр дизельного топлива, по количеству высвобождаемой при сгорании энергии, эквивалентен одному кубометру газа. (На всякий случай напомню, что в кубометре помещается 1000 л!) И какой выход? Газ можно сжать и закачать в баллоны под высоким давлением. При давлении 200 bar кубометр газа сжимается до объема пяти литров и в 100-литровый баллон помещается газа, на котором можно проехать такое же расстояние, которое проехал бы обычный дизельный двигатель на 20-литрах солярки. И для того, чтобы обеспечить мало-мальски приемлемый запас хода баллонов надо много. До недавнего времени баллоны, выдерживающие такое давление, были стальными и существенно влияли на грузоподъёмность, но пару десятилетий назад появились баллоны из кевлара, всем хороши, и легкие и давление держат, но дороги. До сих пор баллоны остаются самой дорогой частью газо-баллонной установки для природного газа. А значит увеличивается цена автомобиля и срок его окупаемости. Замкнутый круг?

Проверить на себе все плюсы и минусы автомобилей на метане решилась компания ООО «Рулог», российское подразделение HAVI Logistics, занимающаяся доставкой грузов для сети ресторанов «Макдональдс», и закупила два развозных автомобилей Scania P280 6х2*4 и Scania P340 6х2*4 с газовыми двигателями.

Автомобили на трехосным шасси разработаны с учетом российских условий эксплуатации, отвечают высоким требованиям клиента к надежности и экономичности и отличаются от имеющихся на отечественном рынке аналогов самым низким уровнем воздействия на окружающую среду.

«Использование природного газа в качестве моторного топлива — мировой тренд. Следуя ему, мы не только идем в авангарде рынка, но и позволяем клиентам получить все преимущества правительственных программ в этой области, — комментирует Ханс Тарделль, генеральный директор ООО «Скания-Русь». — В России на государственном уровне разрабатываются планы по стимулированию спроса на газовую технику, и мы помогаем нашим заказчикам уже сегодня воспользоваться будущими налоговыми льготами и субсидиями, а также сформировать парк экономичного и качественного автотранспорта с высокой остаточной стоимостью на вторичном рынке».

Газовые грузовики Scania оснащаются двигателями OC 09 G101 и OC 09 G102 мощностью 280 и 340 л.с. соответственно. Крутящий момент для первого силового агрегата — 1350 Нм при 1000-1400 об/мин, для второго — 1600 Нм при 1100-1400 об/мин. Двигатели отвечают самым современным и самым жестким экологическим нормам Евро 6. В настоящий момент, двигатель OC 09 G102 лучший в мире в своем классе по характеристике крутящего момента и мощности.

Газовый двигатель конвертирован из дизельного и работает по циклу Отто. Это 9-литровый, 5-цилиндровый рядный агрегат с турбокомпрессором и интеркулером. Его отличают распределенный впрыск, индивидуальные катушки зажигания и дроссельная заслонка с электронным управлением. Говоря проще, дизельный двигатель дооснастили системой зажигания (как на бензиновых моторах), а для того, чтобы оптимизировать процесс сгорания газо-воздушной смеси, степень сжатия снизили до 12,6:1.

В остальном силовой агрегат максимально унифицирован с дизельным (около 70% общих деталей). Сервисный интервал для смены масла, свечей и фильтров — 45 000 км.

В качестве топлива используется природный газ, удовлетворяющий требованиям ISO 15403-1. По утверждения разработчиков, использование природного газа позволяет перевозчику сократить затраты на топливо, практически, вдвое (на 40-45% в сравнении с дизельным топливом).

Газо-баллонная оборудование (ГБО) на грузовиках итальянское, компании BRC. Всего на машины установлено по восемь 103-литровых баллонов (824 л), в них можно разметить 165 кубометров метана, а это обеспечивает реальный запас хода 420-450 км.

Баллоны из кевлара, и на грузоподъемность, практически не влияют, но серьезно влияют на цену грузовика. По прикидкам разработчиков, при годовых пробегах 180 тыс. км, затраты на ГБО отобьются за 2-2,5 года. В условиях кризиса, снижение расходов на топливо существенный аргумент, а снизить первоначальную стоимость автомобиля можно, если использовать баллоны отечественного производства, и переговоры об этом уже ведутся.

Естественно, надо было самому проникнуть в будущее, и протестировать газовый грузовик Scania.

В кабине ничего не изменилось, запускаем двигатель и сразу отмечаем отсутствие привычного дизельного тарахтения. Газовые двигатели на этих развозных грузовиках агрегатируются с 6-ступенчатыми автоматическими коробками Allison со встроенным ретардером (по сканиевской спецификации Scania GA766R).

Трогание с места не представляет никаких сложностей, а подъемная и поворотная третья ось облегчает маневрирование. В общем все довольно привычно, хотя на подъемах чувствуется, что крутящий момент поменьше, чем у дизельного мотора, но к этому привыкаешь довольно быстро. Кардинальных отличий от управления дизельным грузовиком обнаружить не удалось.

Понятно, что только первый шаг на пути всеобщей газификации транспорта. И главное препятствие на этом пути вовсе не высокая стоимость ГБО и сокращенные межсервисные интервалы, а малоразвитая в России сеть метановых заправок. Но уже второй год решается вопрос в правительстве о переводе на метан всего муниципального и общественного транспорта. А это дает надежду на то, что заправок существенно увеличится не только в городах, но и на трассах, тогда и частники задумаются о переводе собственных автомобилей на дешевое топливо. И «синим цветком» газ будет гореть не только на кухне, но и в каждом двигателе, как уже горит в двигателях первых грузовиков Scania.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*