В Ярославле делают лучшие в мире моторы. 100-летие ЯМЗ

Ярославский Моторный Завод отпраздновал 100-летний юбилей. 100 лет моторстроения. История и современность. Первые тяжелые грузовики в СССР, первый дизель для грузового автомобиля… И самые современные двигатели.

 

Когда попадаешь на сборочную линию двигателей ЯМЗ-530, то прежде всего, поражаешься тишине и безлюдию. В огромных и чистых цехах очень мало людей. Уровень автоматизации производства достигает 90%. А есть линии, на которых и вовсе исключен человеческий фактор. Так линия обработки коленчатых валов автоматизирована на 100%!

img_5733

 

Более того, оказывается, что двигатели для Mercedes Sprinter выпускаются на Ярославском моторном заводе – их делают те же рабочие, в тех же производственных корпусах, где выпускаются и наши моторы.

img_5688

А начиналось все 10 лет назад, когда формулировалось техническое задание. С самого начала была установка на создание универсального двигателя, способного перекрыть все потребности отечественного автопрома.

Инвестиции в проект «Группы ГАЗ» составили около 10 млрд рублей. Производство площадью свыше 50 тыс. кв. м оснащено оборудованием ведущих производителей: Grob Werke, Heller, Thyssen Krupp Krause, Liebherr, JW Froehlich, Riko, Durr Ecoclean, Carl Zeiss и других.

А больше всего поражает человека знакомого с реальным производством отсутствие потеков и следов масла не только на технологической линии, но и на поставляемых деталях! Следующее – это класс обработки металла… Потом узнаешь, что все ответственные операции автоматизированы настолько, что в любой момент по серийному номеру двигателя можно проверить с каким усилием затянуты болты, крепящие головку блока или, как были отрегулированы клапана…

Это говорит о высочайшей культуре производства. Неудивительно. Ведь три четверти людей, работающих на заводе, с высшим образованием, и в рамках организации проекта конструкторы и технологи ЯМЗ прошли стажировки в ведущих европейских компаниях

Производство получилось очень гибким, на сборочной линии четырех и шестицилиндровые двигатели идут вперемешку. Они полностью унифицированы по конструкции и различаются только количеством цилиндров. Но не стоит забывать, что широкий спектр потребителей подразумевает установку самого разнообразного навесного оборудования.

img_5702

Высокую жесткость (а значит уменьшение шума и вибраций) обеспечивает запатентованная арочная конструкция блока цилиндров. А оригинальная, запатентованная система охлаждения «обратного типа» снижает тепловую напряженность и положительно влияет на ресурс двигателя.

Система питания типа Common Rail, а прочность базовых компонентов, рассчитанных на давление сгорания 210-230 бар, определяет высокую надежность при форсировке до 50 кВт/л (68л.с./л) – это рекордный показатель не только для отечественного автопрома, немногие зарубежные производители могут позволить себе гарантировать 1 млн. км. пробега для аналогичных двигателей, работающих на коммерческой технике. Максимальная мощность шестицилидрового ЯМЗ-536 – 330 л.с. снимается с рабочего объема 6,65л! Подавляющее большинство мировых производителей снимает такую же мощность с 8-9 л. рабочего объема!

Сейчас завод выпускает двигатели, соответствующие экологическому стандарту Евро-4, но версия Евро-5 уже есть и ждет своих заказчиков. И самое удивительное в этом проекте то, что двигатели Евро-5 получились не дороже своих предшественников! При этом в конструкцию моторов заложена возможность достижения норм Евро-6.

i

Линейка из двух двигателей перекрывает мощностной диапазон 136- 350 л.с.

img_5704

Параллельно с турбодизельными версиями, можно заказать газовый двигатель.

img_5680

В перспективе появится абсолютно новый рядный 6-цилиндровый двигатель ЯМЗ-770, это 12,4-литровый турбодизель (350-550 л.с.). И тогда практически вся линейка коммерческих автомобилей будет обеспечена ярославскими дизелями.

img_5661

Мне довелось поездить и на автомобилях с двигателем ЯМЗ-534 (ГАЗон NEXT) и ЯМЗ-536 (Урал NEXT) и оба двигателя оставили только положительные впечатления, это тихие моторы с серьезным запасом тяги и очень неплохой экономичностью. Находясь за рулем, никогда не подумаешь, что под капотом двигатель такого скромного объема, реальные впечатления, как будто едешь на машине с объемом двигателя в полтора раза больше – изумительная эластичность. Самые яркие впечатления ГАЗон NEXT (ЯМЗ-534) оставил на трассе, когда реально можно было обгонять соседей по потоку, и уходить в точку Четыхцилиндровый двигатель, объемом 4,43 л, на ГАЗоне NEXT City выдает 150 л.с. и 490 Нм, но самое главное – это тяга на «низах», полностью груженая машина нормально выбирается из песка и уверенно передвигается по проселку.  Урал NEXT с двигателем ЯМЗ-536 (300 л.с. 1200 Нм) на бездорожье и вовсе напоминает быстроходный танк, такое ощущение, что остановить его невозможно.

img_5669 img_5671

Революционные во всех отношениях двигатели созданы по мировым стандартам и технологиям, а это подразумевает использование широкого ассортимента продукции сторонних производителей. И среди них немало иностранных. И вот здесь можно воочию увидеть, как работает программа импортозамещения. Неожиданно? Никакого особенного секрета нет. «Группа ГАЗ» начала заниматься импортозамещением задолго до того, как его сделали нашим ответом на санкции. И коленвалы уже куют в Набережных Челнах, а качественное литье льют в Нижнем.

img_5741

Очень для многих будет сюрпризом, что сейчас на ЯМЗ-530 ставят наши топливные насосы… Топливная система Bosch, и на нее Bosch, дает фирменную гарантию, а вот топливный насос в ней наш, и на гарантию это никак не повлияло.

img_5719

В нынешних экономических реалиях новые ярославские моторы интересуют всех. Двигатели ЯМЗ-530 ставят на грузовики и автобусы, про ГАЗон и Урал NEXT я уже писал, а кроме них: автобусы ЛиАЗ и ПАЗ, белорусский МАЗ.

Новые заказчики приезжают на завод еженедельно, и среди них производители сельскохозяйственной и дорожной техники, а также тракторостроители…

Приходят заказы и с неожиданных направлений, новыми моторами заинтересовались и судостроители, они собираются устанавливать ЯМЗ-530 на скоростные катера.

Мощность нового производства — 20 тысяч двигателей в год, с возможностью расширения мощности до 40 тысяч. Даже сейчас, в условиях кризиса, производство двигателей растет.

Нечасто приходится испытывать гордость за отечественное производство, но ЯМЗ сумел дать к этому повод, сохранив свою инженерно-конструкторскую школу и найдя деньги на запуск современного завода, выпускающего конкурентноспособную продукцию.

Оставить комментарий